Пропуск в контексте

Принципы динамики детской языковой картины мира

Введение. В русле антропоцентрического подхода стремление создать модель языковой картина мира индивида становится возможной, благодаря концептам как базовым структурам накопления знаний о мире. Такого результата можно добиться путем исследования языковой картины мира ребенка, что будет способствова...

Полное описание

Сохранить в:
Библиографические подробности
Главный автор: Тарасенко, Е. В.
Формат: Статья
Язык:Russian
Опубликовано: 2024
Темы:
Online-ссылка:https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29141
Метки: Добавить метку
Нет меток, Требуется 1-ая метка записи!
id ir-123456789-29141
record_format dspace
spelling ir-123456789-291412024-10-08T08:26:11Z Принципы динамики детской языковой картины мира Тарасенко, Е. В. языковая картина мира принципы концепт предикат структурная схема предложение речевой акт когнитивная доминанта Введение. В русле антропоцентрического подхода стремление создать модель языковой картина мира индивида становится возможной, благодаря концептам как базовым структурам накопления знаний о мире. Такого результата можно добиться путем исследования языковой картины мира ребенка, что будет способствовать более глубокому пониманию структуры языковой картины мира взрослого, а не наоборот, как казалось прежде. Материалы и методы. Исследование построено на анализе текстов младшего школьника с использованием методов наблюдения, сравнения, обобщения анализа и синтеза, интерпретации полученных данных эмпирическим путем. Анализ. В работах отечественных исследователей описаны фрагменты языковой картины мира людей разных профессий, говорящих на разных языках. В данной статье представлена авторская точка зрения на модель фрагмента детской языковой картины мира младшего школьника. В качестве ядра анализа отобраны предикаты психической деятельности, используемые в речи детьми, как одна из многочисленных и ведущих групп глаголов в речи в этом возрасте. Выявлены принципы динамики образа мира, отраженные в языке ребенка. Онтологический принцип – усвоение родного языка происходит через усвоения различных моделей структурных схем предложений и их вариантов. Когнитивный принцип – пропозиция – особая пакетированная структура хранения знаний, имплементированная и фиксируемая структурной схемой предложения. Коммуникативный принцип – речевые акты, выраженные структурной схемой предложения, реализуют интенции носителя языка. Таким образом, структурные схемы предложений являются означающими синтаксических концептов, а интенции и пропозиции их означаемыми. Одним словом синтаксически репрезентируемый концепт управляет содержанием структурной схемы предложения и типом речевого акта, подсвечивая его индивидуальные когнитивные признаки. Результаты. Нами изучены связи когнитивной основы концепта с семантикой и прагматикой, причинно-следственные связи актуализации представлений о психической деятельности младшим школьником. Таким образом, принципы динамики языковой картины мира формируют исходную позицию концептуализации объективной реальности. 2024-10-08T08:26:11Z 2024-10-08T08:26:11Z 2024 Статья Тарасенко Е.В. Принципы динамики детской языковой картины мира / Е.В. Тарасенко // Гуманитарные и юридические исследования. – 2024. – Т. 11. – № 2. – С. 396-402. https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29141 ru Гуманитарные и юридические исследования 2024. № 2; application/pdf
institution СКФУ
collection Репозиторий
language Russian
topic языковая картина мира
принципы
концепт
предикат
структурная схема предложение
речевой акт
когнитивная доминанта
spellingShingle языковая картина мира
принципы
концепт
предикат
структурная схема предложение
речевой акт
когнитивная доминанта
Тарасенко, Е. В.
Принципы динамики детской языковой картины мира
description Введение. В русле антропоцентрического подхода стремление создать модель языковой картина мира индивида становится возможной, благодаря концептам как базовым структурам накопления знаний о мире. Такого результата можно добиться путем исследования языковой картины мира ребенка, что будет способствовать более глубокому пониманию структуры языковой картины мира взрослого, а не наоборот, как казалось прежде. Материалы и методы. Исследование построено на анализе текстов младшего школьника с использованием методов наблюдения, сравнения, обобщения анализа и синтеза, интерпретации полученных данных эмпирическим путем. Анализ. В работах отечественных исследователей описаны фрагменты языковой картины мира людей разных профессий, говорящих на разных языках. В данной статье представлена авторская точка зрения на модель фрагмента детской языковой картины мира младшего школьника. В качестве ядра анализа отобраны предикаты психической деятельности, используемые в речи детьми, как одна из многочисленных и ведущих групп глаголов в речи в этом возрасте. Выявлены принципы динамики образа мира, отраженные в языке ребенка. Онтологический принцип – усвоение родного языка происходит через усвоения различных моделей структурных схем предложений и их вариантов. Когнитивный принцип – пропозиция – особая пакетированная структура хранения знаний, имплементированная и фиксируемая структурной схемой предложения. Коммуникативный принцип – речевые акты, выраженные структурной схемой предложения, реализуют интенции носителя языка. Таким образом, структурные схемы предложений являются означающими синтаксических концептов, а интенции и пропозиции их означаемыми. Одним словом синтаксически репрезентируемый концепт управляет содержанием структурной схемы предложения и типом речевого акта, подсвечивая его индивидуальные когнитивные признаки. Результаты. Нами изучены связи когнитивной основы концепта с семантикой и прагматикой, причинно-следственные связи актуализации представлений о психической деятельности младшим школьником. Таким образом, принципы динамики языковой картины мира формируют исходную позицию концептуализации объективной реальности.
format Статья
author Тарасенко, Е. В.
author_facet Тарасенко, Е. В.
author_sort Тарасенко, Е. В.
title Принципы динамики детской языковой картины мира
title_short Принципы динамики детской языковой картины мира
title_full Принципы динамики детской языковой картины мира
title_fullStr Принципы динамики детской языковой картины мира
title_full_unstemmed Принципы динамики детской языковой картины мира
title_sort принципы динамики детской языковой картины мира
publishDate 2024
url https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29141
work_keys_str_mv AT tarasenkoev principydinamikidetskojâzykovojkartinymira
_version_ 1842245521771593728