Пропуск в контексте

Функционально-прагматический потенциал речеактового варьирования в рекламном дискурсе

Введение. Доминантной иллокутивной целью институционального рекламного дискурса является осуществление суггестивного (имплицитного) воздействия на широкий круг реципиентов. Определение базового перечня речеактовых альтернаций для обеспечения необходимого продуценту перлокутивного эффекта является на...

Полное описание

Сохранить в:
Библиографические подробности
Главные авторы: Чвалун, Р. В., Кизилова, Н. И.
Формат: Статья
Язык:Russian
Опубликовано: 2024
Темы:
Online-ссылка:https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29142
Метки: Добавить метку
Нет меток, Требуется 1-ая метка записи!
id ir-123456789-29142
record_format dspace
spelling ir-123456789-291422024-10-08T08:29:16Z Функционально-прагматический потенциал речеактового варьирования в рекламном дискурсе Чвалун, Р. В. Кизилова, Н. И. рекламный дискурс речеактовая вариативность суггестивное воздействие функциональная прагматика иллокутивно-перлокутивное соответствие дискурсивномодусный анализ Введение. Доминантной иллокутивной целью институционального рекламного дискурса является осуществление суггестивного (имплицитного) воздействия на широкий круг реципиентов. Определение базового перечня речеактовых альтернаций для обеспечения необходимого продуценту перлокутивного эффекта является насущной задачей современной дискурсологии, а выявление их функционально-прагматического потенциала позволит выработать конкретные рекомендации для достижения исходных оперативных целей рекламирования. Материалы и методы. Ключевые приемы дискурсивномодусного анализа позволяют проанализировать корреляцию формальной экспликации волюнтативного пространства адресата и на основе рассмотрения маркеров конвенционализации как главного механизма продвижения авторских интенций в общее пространство релевантности сформировать перечень наиболее эффективных инскриптивных речевых актов. Анализ. В аспекте системного анализа функциональной прагматики вариативных речевых актов рекламной коммуникации наблюдается дефицит адекватного терминологического инструментария, позволяющего прецизно номинировать тип и вид речеактовой альтернации. На основе контаминации различных критериальных признаков была создана авторская классификация, учитывающая иллокутивносемантические корреляции высказывания в целом, тип и силу иллокутивной функции, фокуса реципиента и инициальное прогнозирование стимул-реактивного действия в объективной реальности. Результаты. Метареализация иллокутивной цели в рекламной коммуникации осуществляется в рамках вербальной конвенционализации на основе использования комиссивов, экспозитивов, пермиссивов; при вербальной репрезентации в фатикорегулятивном аспекте посредством сатисфактивов, регламентивов; в процессе дискурсивной диалогизации с помощью реквестивов, инвитивов, инъюнктивов, инструктивов и суггестивов; при дискурсивной рефлексивизации в нарративах, аргументативах, дескриптивах и констативах. Наибольшим потенциалом перформативизации сообщения обладают прямые инструктивы, инструктивы и суггестивы, демонстрирующие низкую частотность в институциональном рекламном дискурсе. Степень суггестивного воздействия, соответствующего доминантной иллокутивной цели, демонстрирует обратную зависимость от интенсивности и частотности появления в тексте речеактовых альтернаций. 2024-10-08T08:29:16Z 2024-10-08T08:29:16Z 2024 Статья Чвалун Р.В., Кизилова Н.И. Функционально-прагматический потенциал речеактового варьирования в рекламном дискурсе / Р.В. Чвалун, Н.И. Кизилова // Гуманитарные и юридические исследования. – 2024. – Т. 11. – № 2. – С. 403-409. https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29142 ru Гуманитарные и юридические исследования 2024. № 2; application/pdf
institution СКФУ
collection Репозиторий
language Russian
topic рекламный дискурс
речеактовая вариативность
суггестивное воздействие
функциональная прагматика
иллокутивно-перлокутивное соответствие
дискурсивномодусный анализ
spellingShingle рекламный дискурс
речеактовая вариативность
суггестивное воздействие
функциональная прагматика
иллокутивно-перлокутивное соответствие
дискурсивномодусный анализ
Чвалун, Р. В.
Кизилова, Н. И.
Функционально-прагматический потенциал речеактового варьирования в рекламном дискурсе
description Введение. Доминантной иллокутивной целью институционального рекламного дискурса является осуществление суггестивного (имплицитного) воздействия на широкий круг реципиентов. Определение базового перечня речеактовых альтернаций для обеспечения необходимого продуценту перлокутивного эффекта является насущной задачей современной дискурсологии, а выявление их функционально-прагматического потенциала позволит выработать конкретные рекомендации для достижения исходных оперативных целей рекламирования. Материалы и методы. Ключевые приемы дискурсивномодусного анализа позволяют проанализировать корреляцию формальной экспликации волюнтативного пространства адресата и на основе рассмотрения маркеров конвенционализации как главного механизма продвижения авторских интенций в общее пространство релевантности сформировать перечень наиболее эффективных инскриптивных речевых актов. Анализ. В аспекте системного анализа функциональной прагматики вариативных речевых актов рекламной коммуникации наблюдается дефицит адекватного терминологического инструментария, позволяющего прецизно номинировать тип и вид речеактовой альтернации. На основе контаминации различных критериальных признаков была создана авторская классификация, учитывающая иллокутивносемантические корреляции высказывания в целом, тип и силу иллокутивной функции, фокуса реципиента и инициальное прогнозирование стимул-реактивного действия в объективной реальности. Результаты. Метареализация иллокутивной цели в рекламной коммуникации осуществляется в рамках вербальной конвенционализации на основе использования комиссивов, экспозитивов, пермиссивов; при вербальной репрезентации в фатикорегулятивном аспекте посредством сатисфактивов, регламентивов; в процессе дискурсивной диалогизации с помощью реквестивов, инвитивов, инъюнктивов, инструктивов и суггестивов; при дискурсивной рефлексивизации в нарративах, аргументативах, дескриптивах и констативах. Наибольшим потенциалом перформативизации сообщения обладают прямые инструктивы, инструктивы и суггестивы, демонстрирующие низкую частотность в институциональном рекламном дискурсе. Степень суггестивного воздействия, соответствующего доминантной иллокутивной цели, демонстрирует обратную зависимость от интенсивности и частотности появления в тексте речеактовых альтернаций.
format Статья
author Чвалун, Р. В.
Кизилова, Н. И.
author_facet Чвалун, Р. В.
Кизилова, Н. И.
author_sort Чвалун, Р. В.
title Функционально-прагматический потенциал речеактового варьирования в рекламном дискурсе
title_short Функционально-прагматический потенциал речеактового варьирования в рекламном дискурсе
title_full Функционально-прагматический потенциал речеактового варьирования в рекламном дискурсе
title_fullStr Функционально-прагматический потенциал речеактового варьирования в рекламном дискурсе
title_full_unstemmed Функционально-прагматический потенциал речеактового варьирования в рекламном дискурсе
title_sort функционально-прагматический потенциал речеактового варьирования в рекламном дискурсе
publishDate 2024
url https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29142
work_keys_str_mv AT čvalunrv funkcionalʹnopragmatičeskijpotencialrečeaktovogovarʹirovaniâvreklamnomdiskurse
AT kizilovani funkcionalʹnopragmatičeskijpotencialrečeaktovogovarʹirovaniâvreklamnomdiskurse
_version_ 1842245808082124800