Пропуск в контексте

Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ

Введение. Современные отечественные медиаисследования характеризуются особым свойством, а именно плюрализацией мнений в трактовке базисного для дисциплины термина – медиа. Расхождение в его интерпретации наблюдается в связи с существованием дифференциальных парадигм к пониманию лексико-семантической...

Полное описание

Сохранить в:
Библиографические подробности
Главный автор: Шишкин, Б. А.
Формат: Статья
Язык:Russian
Опубликовано: 2024
Темы:
Online-ссылка:https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29399
Метки: Добавить метку
Нет меток, Требуется 1-ая метка записи!
id ir-123456789-29399
record_format dspace
spelling ir-123456789-293992025-03-05T12:07:16Z Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ Шишкин, Б. А. медиадискурс дискурс СМИ герменевтический анализ плюрализация синонимия гиперогипонимия интерпретация Введение. Современные отечественные медиаисследования характеризуются особым свойством, а именно плюрализацией мнений в трактовке базисного для дисциплины термина – медиа. Расхождение в его интерпретации наблюдается в связи с существованием дифференциальных парадигм к пониманию лексико-семантической корреляции с таким термином как СМИ: синонимическая и гиперо-гипонимическая. В результате, данная ситуация ставит перед отечественными исследователями медиадискурса и дискурса СМИ ряд препятствий для достижения всестороннего понимания их сущности, что закономерно актуализирует проблематику исследования. Следовательно, цель работы состоит в делимитации двух дискурсов с позиции синонимической и гиперо-гипонимической парадигмы. Материалы и методы. Эмпирическим материалом статьи послужили как отечественные, так и зарубежные исследования, монографические работы, толковые словари, а также учебные пособия в области медиа. Кроме общенаучных исследовательских методов базой работы стал герменевтический анализ, а именно лексико-герменевтическая технология анализа. Данная технология была углублена за счет двух методов: дефиниционного анализа словарных статей и структурно-ноэматического метода. Анализ. Исследование было осуществлено в четыре этапа, иллюстрирующих отношения структурных элементов модели текстового общения. Во-первых, исследовалась социальная действительность и её связь с сознанием автора. Во-вторых, характеризовалась связь сознание автора и языка. В-третьих, был проанализирован процесс продуцирования на основе языка текстов и его дальнейшая адресация к реципиенту (другим исследователям). В-четвертых, были отражены существующие пути корректировки интерпретации терминов медиа и СМИ. Результаты. Итоги исследования демонстрирую яркое проявление в отечественном научном пространстве синонимической парадигмы, которая может проявлять себя в различных дисциплинах. При этом гиперогипонимическая парадигма характерна для зарубежных исследований и более узкопрофильных отечественных работ. Использование обоих подходов и их сочетание порождает комплексную систему, которая способна описать не только высокоуровневые составляющие медиадискурса, но и низкоуровневые концепции дискурса СМИ. 2024-12-12T12:46:40Z 2024-12-12T12:46:40Z 2024 Статья Шишкин Б.А. Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ / Шишкин Б.А. // Гуманитарные и юридические исследования. – 2024. – Т. 11. – № 3. – С. 596-602. https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29399 ru Гуманитарные и юридические исследования 2024. № 3; application/pdf
institution СКФУ
collection Репозиторий
language Russian
topic медиадискурс
дискурс СМИ
герменевтический анализ
плюрализация
синонимия
гиперогипонимия
интерпретация
spellingShingle медиадискурс
дискурс СМИ
герменевтический анализ
плюрализация
синонимия
гиперогипонимия
интерпретация
Шишкин, Б. А.
Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ
description Введение. Современные отечественные медиаисследования характеризуются особым свойством, а именно плюрализацией мнений в трактовке базисного для дисциплины термина – медиа. Расхождение в его интерпретации наблюдается в связи с существованием дифференциальных парадигм к пониманию лексико-семантической корреляции с таким термином как СМИ: синонимическая и гиперо-гипонимическая. В результате, данная ситуация ставит перед отечественными исследователями медиадискурса и дискурса СМИ ряд препятствий для достижения всестороннего понимания их сущности, что закономерно актуализирует проблематику исследования. Следовательно, цель работы состоит в делимитации двух дискурсов с позиции синонимической и гиперо-гипонимической парадигмы. Материалы и методы. Эмпирическим материалом статьи послужили как отечественные, так и зарубежные исследования, монографические работы, толковые словари, а также учебные пособия в области медиа. Кроме общенаучных исследовательских методов базой работы стал герменевтический анализ, а именно лексико-герменевтическая технология анализа. Данная технология была углублена за счет двух методов: дефиниционного анализа словарных статей и структурно-ноэматического метода. Анализ. Исследование было осуществлено в четыре этапа, иллюстрирующих отношения структурных элементов модели текстового общения. Во-первых, исследовалась социальная действительность и её связь с сознанием автора. Во-вторых, характеризовалась связь сознание автора и языка. В-третьих, был проанализирован процесс продуцирования на основе языка текстов и его дальнейшая адресация к реципиенту (другим исследователям). В-четвертых, были отражены существующие пути корректировки интерпретации терминов медиа и СМИ. Результаты. Итоги исследования демонстрирую яркое проявление в отечественном научном пространстве синонимической парадигмы, которая может проявлять себя в различных дисциплинах. При этом гиперогипонимическая парадигма характерна для зарубежных исследований и более узкопрофильных отечественных работ. Использование обоих подходов и их сочетание порождает комплексную систему, которая способна описать не только высокоуровневые составляющие медиадискурса, но и низкоуровневые концепции дискурса СМИ.
format Статья
author Шишкин, Б. А.
author_facet Шишкин, Б. А.
author_sort Шишкин, Б. А.
title Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ
title_short Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ
title_full Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ
title_fullStr Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ
title_full_unstemmed Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ
title_sort синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса сми
publishDate 2024
url https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29399
work_keys_str_mv AT šiškinba sinonimičeskaâigiperogiponimičeskaâparadigmadelimitaciimediadiskursaidiskursasmi
_version_ 1842245673006661632