Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ
Введение. Современные отечественные медиаисследования характеризуются особым свойством, а именно плюрализацией мнений в трактовке базисного для дисциплины термина – медиа. Расхождение в его интерпретации наблюдается в связи с существованием дифференциальных парадигм к пониманию лексико-семантической...
Сохранить в:
| Главный автор: | |
|---|---|
| Формат: | Статья |
| Язык: | Russian |
| Опубликовано: |
2024
|
| Темы: | |
| Online-ссылка: | https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29399 |
| Метки: |
Добавить метку
Нет меток, Требуется 1-ая метка записи!
|
| id |
ir-123456789-29399 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
ir-123456789-293992025-03-05T12:07:16Z Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ Шишкин, Б. А. медиадискурс дискурс СМИ герменевтический анализ плюрализация синонимия гиперогипонимия интерпретация Введение. Современные отечественные медиаисследования характеризуются особым свойством, а именно плюрализацией мнений в трактовке базисного для дисциплины термина – медиа. Расхождение в его интерпретации наблюдается в связи с существованием дифференциальных парадигм к пониманию лексико-семантической корреляции с таким термином как СМИ: синонимическая и гиперо-гипонимическая. В результате, данная ситуация ставит перед отечественными исследователями медиадискурса и дискурса СМИ ряд препятствий для достижения всестороннего понимания их сущности, что закономерно актуализирует проблематику исследования. Следовательно, цель работы состоит в делимитации двух дискурсов с позиции синонимической и гиперо-гипонимической парадигмы. Материалы и методы. Эмпирическим материалом статьи послужили как отечественные, так и зарубежные исследования, монографические работы, толковые словари, а также учебные пособия в области медиа. Кроме общенаучных исследовательских методов базой работы стал герменевтический анализ, а именно лексико-герменевтическая технология анализа. Данная технология была углублена за счет двух методов: дефиниционного анализа словарных статей и структурно-ноэматического метода. Анализ. Исследование было осуществлено в четыре этапа, иллюстрирующих отношения структурных элементов модели текстового общения. Во-первых, исследовалась социальная действительность и её связь с сознанием автора. Во-вторых, характеризовалась связь сознание автора и языка. В-третьих, был проанализирован процесс продуцирования на основе языка текстов и его дальнейшая адресация к реципиенту (другим исследователям). В-четвертых, были отражены существующие пути корректировки интерпретации терминов медиа и СМИ. Результаты. Итоги исследования демонстрирую яркое проявление в отечественном научном пространстве синонимической парадигмы, которая может проявлять себя в различных дисциплинах. При этом гиперогипонимическая парадигма характерна для зарубежных исследований и более узкопрофильных отечественных работ. Использование обоих подходов и их сочетание порождает комплексную систему, которая способна описать не только высокоуровневые составляющие медиадискурса, но и низкоуровневые концепции дискурса СМИ. 2024-12-12T12:46:40Z 2024-12-12T12:46:40Z 2024 Статья Шишкин Б.А. Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ / Шишкин Б.А. // Гуманитарные и юридические исследования. – 2024. – Т. 11. – № 3. – С. 596-602. https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29399 ru Гуманитарные и юридические исследования 2024. № 3; application/pdf |
| institution |
СКФУ |
| collection |
Репозиторий |
| language |
Russian |
| topic |
медиадискурс дискурс СМИ герменевтический анализ плюрализация синонимия гиперогипонимия интерпретация |
| spellingShingle |
медиадискурс дискурс СМИ герменевтический анализ плюрализация синонимия гиперогипонимия интерпретация Шишкин, Б. А. Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ |
| description |
Введение. Современные отечественные медиаисследования характеризуются особым свойством, а именно плюрализацией мнений в трактовке базисного для дисциплины термина – медиа. Расхождение в его интерпретации наблюдается в связи с существованием дифференциальных парадигм к пониманию лексико-семантической корреляции с таким термином как СМИ: синонимическая и гиперо-гипонимическая. В результате, данная ситуация ставит перед отечественными исследователями медиадискурса и дискурса СМИ ряд препятствий для достижения всестороннего понимания их сущности, что закономерно актуализирует проблематику исследования. Следовательно, цель работы состоит в делимитации двух дискурсов с позиции синонимической и гиперо-гипонимической парадигмы.
Материалы и методы. Эмпирическим материалом статьи послужили как отечественные, так и зарубежные исследования, монографические работы, толковые словари, а также учебные пособия в области медиа. Кроме общенаучных исследовательских методов базой работы стал герменевтический анализ, а именно лексико-герменевтическая технология анализа. Данная технология была углублена за счет двух методов: дефиниционного анализа словарных статей и структурно-ноэматического метода.
Анализ. Исследование было осуществлено в четыре этапа, иллюстрирующих отношения структурных элементов модели текстового общения. Во-первых, исследовалась социальная действительность и её связь с сознанием автора. Во-вторых, характеризовалась связь сознание автора и языка. В-третьих, был проанализирован процесс продуцирования на основе языка текстов и его дальнейшая адресация к реципиенту (другим исследователям). В-четвертых, были отражены существующие пути корректировки интерпретации терминов медиа и СМИ.
Результаты. Итоги исследования демонстрирую яркое проявление в отечественном научном пространстве синонимической парадигмы, которая может проявлять себя в различных дисциплинах. При этом гиперогипонимическая парадигма характерна для зарубежных исследований и более узкопрофильных отечественных работ. Использование обоих подходов и их сочетание порождает комплексную систему, которая способна описать не только высокоуровневые составляющие медиадискурса, но и низкоуровневые концепции дискурса СМИ. |
| format |
Статья |
| author |
Шишкин, Б. А. |
| author_facet |
Шишкин, Б. А. |
| author_sort |
Шишкин, Б. А. |
| title |
Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ |
| title_short |
Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ |
| title_full |
Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ |
| title_fullStr |
Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ |
| title_full_unstemmed |
Синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса СМИ |
| title_sort |
синонимическая и гиперогипонимическая парадигма делимитации медиадискурса и дискурса сми |
| publishDate |
2024 |
| url |
https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29399 |
| work_keys_str_mv |
AT šiškinba sinonimičeskaâigiperogiponimičeskaâparadigmadelimitaciimediadiskursaidiskursasmi |
| _version_ |
1842245673006661632 |