Человеческое измерение в повседневной жизни православного священничества в условиях северокавказского фронтира первой половины XIX века
Введение. Авторы статьи, оттолкнувшись от концепта «фронтир», предложенного в своё время американским исследователем Ф.Д. Тёрнером для описания пограничных территорий Северной Америки и характера развивавшихся там процессов вмененной трансформации, производимой европейскими переселенцами на базе арх...
Сохранить в:
| Главные авторы: | , |
|---|---|
| Формат: | Статья |
| Язык: | Russian |
| Опубликовано: |
2025
|
| Темы: | |
| Online-ссылка: | https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/29988 |
| Метки: |
Добавить метку
Нет меток, Требуется 1-ая метка записи!
|
| Краткое описание: | Введение. Авторы статьи, оттолкнувшись от концепта «фронтир», предложенного в своё время американским исследователем Ф.Д. Тёрнером для описания пограничных территорий Северной Америки и характера развивавшихся там процессов вмененной трансформации, производимой европейскими переселенцами на базе архетипов англо-саксонского наследия, использовали его в качестве установочной модели для рассмотрения преобразовательных действий, производившихся со стороны Российской империи на Северном Кавказе в первой половине XIX века. Выявив параллели и указав на отличия северокавказского фронтира и его участников от фронтира североамериканского, авторы сосредоточили своё внимание на антропологических аспектах, совершавшихся процессов в пограничном пространстве социокультурной переходности, выбрав в качестве репрезентативного объекта священнослужителей Русской Православной церкви в силу важности исполняемой ими роли.
Материалы и методы. Исследование производилось на основе аналитического осмысления большого ряда работ отечественных и зарубежных историков-кавказоведов, этнологов и политологов, изучавших феномен пограничья и обстоятельств инкорпорации Северного Кавказа в состав Российской империи в первой половине XIX века, и основывалось на принципах историзма и научной объективности. Обращение к научному творчеству конкретных ученых обусловливалось, прежде всего, глубиной и всесторонностью их проникновения в существо исторического пространства, в рамках которого реализовывался северокавказский фронтир.
Анализ. Опираясь на представленные трактовки Т.М. Баррета, С.М. Маркедонова, Д.И. Олейникова, авторы определили сущность северокавказского фронтира как приграничной, порубежной контактной зоны межкультурного взаимодействия различных этносоциальных и этноконфессиональных групп, находившихся в конкурентных отношениях с Российским государством. Точка зрения Е. Копарева и Ф.М. Ласкеева на роль военного духовенства дала возможность выявить не только познавательный потенциал, содержащийся в их работах, но осветить и выявить общее и особенное в целеполагании предписанного священнического служения в условиях столкновения и противоборства, пропитавшего чрезвычайностью пространство Северного Кавказа в названную эпоху. Опираясь на мнение протоиерея И. Беляева, были выявлены необходимые качества человеческой натуры и её нравственных принципов, обязательных для предназначенного священнического поприща на Кавказе.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно констатировать, что разные и многочисленные факторы северокавказского фронтира отражались в биографиях священнослужителей самым причудливым образом, вопреки вменённым им обязанностям и исполняемым поприщам. Для одних священнослужителей вышеописанная ситуация становилась фундаментом их нравственного героизма, тогда как для других – дорогой нравственного умопомрачения и деградации. |
|---|