Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование)
Введение. Категория наименований одежды представляет собой обширный пласт лексических единиц, обозначающих предметы одежды, обувь, головные уборы и т. п., которая является существенным артефактом человеческой деятельности и играет важнейшую роль в истории общества и культуры. Это одна из основных пр...
Сохранить в:
| Главные авторы: | , |
|---|---|
| Формат: | Статья |
| Язык: | Russian |
| Опубликовано: |
2025
|
| Темы: | |
| Online-ссылка: | https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/30012 |
| Метки: |
Добавить метку
Нет меток, Требуется 1-ая метка записи!
|
| id |
ir-123456789-30012 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
ir-123456789-300122025-03-05T13:38:02Z Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование) Бондарчук, Г. Г. Горожанов, А. И. прикладная лингвистика наименование одежды базовая категория лингвокультура частотность употребления имя существительное лингвистический корпус корпусный менеджер Введение. Категория наименований одежды представляет собой обширный пласт лексических единиц, обозначающих предметы одежды, обувь, головные уборы и т. п., которая является существенным артефактом человеческой деятельности и играет важнейшую роль в истории общества и культуры. Это одна из основных предметных категорий человеческого бытия, чрезвычайно важная в культурологическом и социальном отношении. Цель исследования состоит в том, чтобы определить ядро значений лексем, обозначающих наименования одежды в современных американских СМИ. Достижение цели планируется путем решения следующих задач: сформировать список существительных – наименований одежды, релевантных для англоязычной (американской) лингвокультуры; провести извлечение контекстов, содержащих заданные наименования; проанализировать контекстные значения отобранных существительных в репрезентативном лингвистическом корпусе новостных текстов CNN. Материалы и методы. Материалом исследования послужил лингвистический корпус новостных текстов CNN (37 864 предложения или 982 107 токенов), собранный во второй половине 2023 года с помощью авторского программного обеспечения «Генератор сбалансированного лингвистического корпуса и корпусный менеджер» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023683209, Роспатент). В качестве методов исследования привлекаются индуктивный анализ (для решения 1-й задачи), корпусный эксперимент (2-я задача) и контекстный анализ (3-я задача). Анализ. Для трех наиболее часто встречающихся существительных – shoes, dress, clothes – представлен анализ их конкретных значений, распределенных по рубрикам, выделенным в ходе мысленной интерпретации контекстов. Результаты. Определена частотность употребления 15 лексем – наименований одежды в лингвистическом корпусе новостных текстов CNN, обозначены доминанты значений указанных лексем, предоставлены авторские переводы изученных контекстов. Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные данные, а также разработанная методика анализа могут быть использованы при изучении иных категорий предметных имен в английском и других языках. 2025-03-05T13:18:42Z 2025-03-05T13:18:42Z 2024 Статья Бондарчук Г.Г. Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование) / Г.Г. Бондарчук, А.И. Горожанов // Гуманитарные и юридические исследования. – 2024. – Т. 11. – № 4. – С. 780-787. https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/30012 ru Гуманитарные и юридические исследования 2024. № 4; application/pdf |
| institution |
СКФУ |
| collection |
Репозиторий |
| language |
Russian |
| topic |
прикладная лингвистика наименование одежды базовая категория лингвокультура частотность употребления имя существительное лингвистический корпус корпусный менеджер |
| spellingShingle |
прикладная лингвистика наименование одежды базовая категория лингвокультура частотность употребления имя существительное лингвистический корпус корпусный менеджер Бондарчук, Г. Г. Горожанов, А. И. Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование) |
| description |
Введение. Категория наименований одежды представляет собой обширный пласт лексических единиц, обозначающих предметы одежды, обувь, головные уборы и т. п., которая является существенным артефактом человеческой деятельности и играет важнейшую роль в истории общества и культуры. Это одна из основных предметных категорий человеческого бытия, чрезвычайно важная в культурологическом и социальном отношении. Цель исследования состоит в том, чтобы определить ядро значений лексем, обозначающих наименования одежды в современных американских СМИ. Достижение цели планируется путем решения следующих задач: сформировать список существительных – наименований одежды, релевантных для англоязычной (американской) лингвокультуры; провести извлечение контекстов, содержащих заданные наименования; проанализировать контекстные значения отобранных существительных в репрезентативном лингвистическом корпусе новостных текстов CNN.
Материалы и методы. Материалом исследования послужил лингвистический корпус новостных текстов CNN (37 864 предложения или 982 107 токенов), собранный во второй половине 2023 года с помощью авторского программного обеспечения «Генератор сбалансированного лингвистического корпуса и корпусный менеджер» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023683209, Роспатент). В качестве методов исследования привлекаются индуктивный анализ (для решения 1-й задачи), корпусный эксперимент (2-я задача) и контекстный анализ (3-я задача).
Анализ. Для трех наиболее часто встречающихся существительных – shoes, dress, clothes – представлен анализ их конкретных значений, распределенных по рубрикам, выделенным в ходе мысленной интерпретации контекстов.
Результаты. Определена частотность употребления 15 лексем – наименований одежды в лингвистическом корпусе новостных текстов CNN, обозначены доминанты значений указанных лексем, предоставлены авторские переводы изученных контекстов. Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные данные, а также разработанная методика анализа могут быть использованы при изучении иных категорий предметных имен в английском и других языках. |
| format |
Статья |
| author |
Бондарчук, Г. Г. Горожанов, А. И. |
| author_facet |
Бондарчук, Г. Г. Горожанов, А. И. |
| author_sort |
Бондарчук, Г. Г. |
| title |
Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование) |
| title_short |
Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование) |
| title_full |
Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование) |
| title_fullStr |
Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование) |
| title_full_unstemmed |
Репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование) |
| title_sort |
репрезентация категории наименований одежды в американской лингвокультуре (корпусное исследование) |
| publishDate |
2025 |
| url |
https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/30012 |
| work_keys_str_mv |
AT bondarčukgg reprezentaciâkategoriinaimenovanijodeždyvamerikanskojlingvokulʹturekorpusnoeissledovanie AT gorožanovai reprezentaciâkategoriinaimenovanijodeždyvamerikanskojlingvokulʹturekorpusnoeissledovanie |
| _version_ |
1842245937586503680 |