Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров
Введение. Темпы развития современного производства обусловливают потребность в квалифицированных инженерных кадрах. Вследствие этого актуальной теоретической и практической задачей высшей инженерной школы остается поиск и внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода и определение эф...
Сохранить в:
| Главные авторы: | , |
|---|---|
| Формат: | Статья |
| Язык: | Russian |
| Опубликовано: |
2025
|
| Темы: | |
| Online-ссылка: | https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/30159 |
| Метки: |
Добавить метку
Нет меток, Требуется 1-ая метка записи!
|
| Краткое описание: | Введение. Темпы развития современного производства обусловливают потребность в квалифицированных инженерных кадрах. Вследствие этого актуальной теоретической и практической задачей высшей инженерной школы остается поиск и внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода и определение эффективных технологий для его реализации. В статье рассмотрена фреймовая технология формирования профессиональных компетенций в процессе практико-ориентированной подготовки будущих горных инженеров, описана специфика их профессиональной деятельности.
Цель. Раскрыть сущность фреймовой технологии для включения ее в образовательный процесс с целью подготовки квалифицированных инженерных кадров. Описать алгоритм работы базового элемента в структуре фреймового представления знаний, обеспечивающего структурированность и визуализацию материала – фрейм-молекулы.
Материалы и методы. В исследовании был использован комплекс теоретических и системно-структурных методов: исторический – для анализа истории возникновения фреймов; системно-структурный метод, с помощью которого рассматривались изучаемые события и сценарные (фреймовые) ситуации. В статье принцип работы фрейм-молекулы представлен на примере формирования профессиональной компетенции горных инженеров-спасателей в рамках освоения дисциплины по физической культуре и спорту «Способность выполнить нормативы по физической подготовке спасателей, регламентированные требованиями нормативных документов» и индикатора ее формирования «Имеет навыки формирования тепловой устойчивости организма в условиях учебной шахты».
Результаты и обсуждение. Предложенную авторами визуальную модель фрейм-технологий – «фрейм-молекулу» – можно рассматривать как универсальное средство для представления информации в образовательном процессе и подачи учебного материала. Соединение элементарных фрейм-молекул в цепочки позволяют визуализировать и оптимизировать представление материала, а виды фрейм-молекул: фрейм-образ, фрейм-роль, фрейм-сценарий – конкретизируют и детализируют выполнение профессиональной задачи для формирования профессиональных компетенций.
Заключение. Фреймовые технологии предоставляют возможность усвоения изучаемого материала в сжатые сроки и создают основу для развития индивидуальных когнитивных способностей обучающихся, формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров. Структурно-логическое и визуализированное представление учебного материала позволяет трансформировать компоненты изучаемого явления и изменять связи между блоками (фрейм-молекулами) в зависимости от поставленных образовательных задач. Для широкого внедрения фреймовых технологий в образовательный процесс необходима заинтересованность профессорско-преподавательского состава вузов, методическое сопровождение образовательных программ и профильная материально-техническая база для практической подготовки инженерных кадров. |
|---|