Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров
Введение. Темпы развития современного производства обусловливают потребность в квалифицированных инженерных кадрах. Вследствие этого актуальной теоретической и практической задачей высшей инженерной школы остается поиск и внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода и определение эф...
Сохранить в:
| Главные авторы: | , |
|---|---|
| Формат: | Статья |
| Язык: | Russian |
| Опубликовано: |
2025
|
| Темы: | |
| Online-ссылка: | https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/30159 |
| Метки: |
Добавить метку
Нет меток, Требуется 1-ая метка записи!
|
| id |
ir-123456789-30159 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
ir-123456789-301592025-03-10T13:10:12Z Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров Дубровская, Ю. А. Пихконен, Л. В. фрейм-молекула фреймовые технологии когнитивные технологии когнитивно-прагматическое обучение практическая подготовка практико-ориентированное обучение профессиональные компетенции горный инженер-спасатель Введение. Темпы развития современного производства обусловливают потребность в квалифицированных инженерных кадрах. Вследствие этого актуальной теоретической и практической задачей высшей инженерной школы остается поиск и внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода и определение эффективных технологий для его реализации. В статье рассмотрена фреймовая технология формирования профессиональных компетенций в процессе практико-ориентированной подготовки будущих горных инженеров, описана специфика их профессиональной деятельности. Цель. Раскрыть сущность фреймовой технологии для включения ее в образовательный процесс с целью подготовки квалифицированных инженерных кадров. Описать алгоритм работы базового элемента в структуре фреймового представления знаний, обеспечивающего структурированность и визуализацию материала – фрейм-молекулы. Материалы и методы. В исследовании был использован комплекс теоретических и системно-структурных методов: исторический – для анализа истории возникновения фреймов; системно-структурный метод, с помощью которого рассматривались изучаемые события и сценарные (фреймовые) ситуации. В статье принцип работы фрейм-молекулы представлен на примере формирования профессиональной компетенции горных инженеров-спасателей в рамках освоения дисциплины по физической культуре и спорту «Способность выполнить нормативы по физической подготовке спасателей, регламентированные требованиями нормативных документов» и индикатора ее формирования «Имеет навыки формирования тепловой устойчивости организма в условиях учебной шахты». Результаты и обсуждение. Предложенную авторами визуальную модель фрейм-технологий – «фрейм-молекулу» – можно рассматривать как универсальное средство для представления информации в образовательном процессе и подачи учебного материала. Соединение элементарных фрейм-молекул в цепочки позволяют визуализировать и оптимизировать представление материала, а виды фрейм-молекул: фрейм-образ, фрейм-роль, фрейм-сценарий – конкретизируют и детализируют выполнение профессиональной задачи для формирования профессиональных компетенций. Заключение. Фреймовые технологии предоставляют возможность усвоения изучаемого материала в сжатые сроки и создают основу для развития индивидуальных когнитивных способностей обучающихся, формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров. Структурно-логическое и визуализированное представление учебного материала позволяет трансформировать компоненты изучаемого явления и изменять связи между блоками (фрейм-молекулами) в зависимости от поставленных образовательных задач. Для широкого внедрения фреймовых технологий в образовательный процесс необходима заинтересованность профессорско-преподавательского состава вузов, методическое сопровождение образовательных программ и профильная материально-техническая база для практической подготовки инженерных кадров. 2025-03-10T13:10:12Z 2025-03-10T13:10:12Z 2024 Статья Дубровская Ю.А. Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров / Дубровская Ю.А., Пихконен Л.В. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2024. – № 5 (104). – С. 139-150. https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/30159 ru Вестник Северо-Кавказского федерального университета 2024. № 5 (104); application/pdf |
| institution |
СКФУ |
| collection |
Репозиторий |
| language |
Russian |
| topic |
фрейм-молекула фреймовые технологии когнитивные технологии когнитивно-прагматическое обучение практическая подготовка практико-ориентированное обучение профессиональные компетенции горный инженер-спасатель |
| spellingShingle |
фрейм-молекула фреймовые технологии когнитивные технологии когнитивно-прагматическое обучение практическая подготовка практико-ориентированное обучение профессиональные компетенции горный инженер-спасатель Дубровская, Ю. А. Пихконен, Л. В. Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров |
| description |
Введение. Темпы развития современного производства обусловливают потребность в квалифицированных инженерных кадрах. Вследствие этого актуальной теоретической и практической задачей высшей инженерной школы остается поиск и внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода и определение эффективных технологий для его реализации. В статье рассмотрена фреймовая технология формирования профессиональных компетенций в процессе практико-ориентированной подготовки будущих горных инженеров, описана специфика их профессиональной деятельности.
Цель. Раскрыть сущность фреймовой технологии для включения ее в образовательный процесс с целью подготовки квалифицированных инженерных кадров. Описать алгоритм работы базового элемента в структуре фреймового представления знаний, обеспечивающего структурированность и визуализацию материала – фрейм-молекулы.
Материалы и методы. В исследовании был использован комплекс теоретических и системно-структурных методов: исторический – для анализа истории возникновения фреймов; системно-структурный метод, с помощью которого рассматривались изучаемые события и сценарные (фреймовые) ситуации. В статье принцип работы фрейм-молекулы представлен на примере формирования профессиональной компетенции горных инженеров-спасателей в рамках освоения дисциплины по физической культуре и спорту «Способность выполнить нормативы по физической подготовке спасателей, регламентированные требованиями нормативных документов» и индикатора ее формирования «Имеет навыки формирования тепловой устойчивости организма в условиях учебной шахты».
Результаты и обсуждение. Предложенную авторами визуальную модель фрейм-технологий – «фрейм-молекулу» – можно рассматривать как универсальное средство для представления информации в образовательном процессе и подачи учебного материала. Соединение элементарных фрейм-молекул в цепочки позволяют визуализировать и оптимизировать представление материала, а виды фрейм-молекул: фрейм-образ, фрейм-роль, фрейм-сценарий – конкретизируют и детализируют выполнение профессиональной задачи для формирования профессиональных компетенций.
Заключение. Фреймовые технологии предоставляют возможность усвоения изучаемого материала в сжатые сроки и создают основу для развития индивидуальных когнитивных способностей обучающихся, формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров. Структурно-логическое и визуализированное представление учебного материала позволяет трансформировать компоненты изучаемого явления и изменять связи между блоками (фрейм-молекулами) в зависимости от поставленных образовательных задач. Для широкого внедрения фреймовых технологий в образовательный процесс необходима заинтересованность профессорско-преподавательского состава вузов, методическое сопровождение образовательных программ и профильная материально-техническая база для практической подготовки инженерных кадров. |
| format |
Статья |
| author |
Дубровская, Ю. А. Пихконен, Л. В. |
| author_facet |
Дубровская, Ю. А. Пихконен, Л. В. |
| author_sort |
Дубровская, Ю. А. |
| title |
Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров |
| title_short |
Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров |
| title_full |
Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров |
| title_fullStr |
Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров |
| title_full_unstemmed |
Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров |
| title_sort |
применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров |
| publishDate |
2025 |
| url |
https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/30159 |
| work_keys_str_mv |
AT dubrovskaâûa primeneniefrejmmolekuldlâformirovaniâprofessionalʹnyhkompetencijbuduŝihgornyhinženerov AT pihkonenlv primeneniefrejmmolekuldlâformirovaniâprofessionalʹnyhkompetencijbuduŝihgornyhinženerov |
| _version_ |
1842245774175371264 |