Пропуск в контексте

Власть и общество в истории феодального Дербента арабского времени (VIII - начало X вв.)

Арабские завоевания на Кавказе открыли новый этап в истории раннефеодального Дербента, превратившегося в период арабского владычества в регионе в главный оплот борьбы с кочевниками на северных границах Халифата. В VII - первой четверти VIII вв. арабы вели с хазарами ожесточенную борьбу за Дербент и...

全面介绍

Сохранить в:
书目详细资料
主要作者: Кудрявцев, А. А.
格式: Статья
语言:Russian
出版: 2020
主题:
在线阅读:https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/14311
标签: 添加标签
没有标签, 成为第一个标记此记录!
实物特征
总结:Арабские завоевания на Кавказе открыли новый этап в истории раннефеодального Дербента, превратившегося в период арабского владычества в регионе в главный оплот борьбы с кочевниками на северных границах Халифата. В VII - первой четверти VIII вв. арабы вели с хазарами ожесточенную борьбу за Дербент и в 115 г.х./733-34 г. известному арабскому завоевателю Масламе б. Абд ал-Мелику (сыну халифа Абд ал-Мелика и брату халифа Хишама) удалось окончательно утвердить власть арабов в Дербенте. Он переселил в город 24 тысячи арабов и расселил их по этно-племенному признаку в четырех кварталах, что заложило основу формирования квартальной мусульманской общины, игравшей очень большую роль в общественной структуре и социально-экономической жизни мусульманского города VIII -начала X вв. В этот период сложились специфические отношения между властью феодального Дербента, представленной высшей арабской бюрократией, назначаемой на пост правителя города лично халифом, и городским обществом, в основе которого лежала квартальная мусульманская община из переселенных сюда арабских племен, пользовавшихся большим авторитетом в халифате. Однако социальная структура Дербента стала меняться, когда в 237 г.х./851 г. город и зависимые от него «исламские центры» были пожалованы халифом наместнику Азербайджана и Армении Мухаммаду б. Халиду в качестве лена, т.е. стали феодальным владением. После его смерти (ок.861 г.) в Дербенте к власти приходит местная династия Хашимидов, основатель которой Хашим б. Сурака, хотя и происходил из известного арабского племени Сулейм, но пришел к власти не по назначению из Багдада, а был избран дербентской знатью, т.е. «был первым среди равных», что отразилось на его положении в дербентском обществе.