Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста
Данная статья посвящена особенностям трансляции актуализированных фонетических, ритмических и лексико-грамматических компонентов в рамках сохранения адекватного оригиналу перлокутивного эффекта детской поэзии. Трансляционная специфика детской поэзии заключается в ее графичности, быстрой смене образо...
Zapisane w:
Główni autorzy: | , |
---|---|
Format: | Статья |
Język: | Russian |
Wydane: |
2021
|
Hasła przedmiotowe: | |
Dostęp online: | https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/17881 |
Etykiety: |
Dodaj etykietę
Nie ma etykietki, Dołącz pierwszą etykiete!
|
id |
ir-20.500.12258-17881 |
---|---|
record_format |
dspace |
spelling |
ir-20.500.12258-178812021-08-11T07:32:08Z Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста Бредихин, С. Н. Борисова, Т. Г. Детская поэзия Эмоционально-эстетическая информация Ритмика Рифма Метрические средства Перлокутивный эффект Данная статья посвящена особенностям трансляции актуализированных фонетических, ритмических и лексико-грамматических компонентов в рамках сохранения адекватного оригиналу перлокутивного эффекта детской поэзии. Трансляционная специфика детской поэзии заключается в ее графичности, быстрой смене образов, лиричности, подвижности, переменчивости ритма, повышенной музыкальности речи, параллельной рифме, наибольшей тяжести семантики в словах, служащих для рифмы. Материалом исследования послужили поэтические произведения сборника фольклорного творчества для детей "Mother Goose's Nursery Rhymes" («Песенки матушки Гусыни»), а также их переводы, выполненные С. Я. Маршаком и К. И. Чуковским. Цель работы заключается в выявлении и описании наиболее эффективных средств реализации содержательно-тематического и функционально-стилевого единства, позволяющих сохранять заложенный в оригинале перлокутивный эффект с учетом возрастных и психологических особенностей реципиента. Методы обусловлены спецификой объекта и материала исследования и базируются на комплексном сравнительном анализе эмпирических данных, индуктивном методе, контекстуальном анализе. Тексты детской поэзии в качестве одного из базовых принципов построения имеют прагматическую ориентировку на психолого-эмоциональные и возрастные особенности потенциального реципиента. Наиболее часто используемые методы сохранения перлокутивного эффекта: на фонетическом уровне - выравнивание ритма, создание собственного ритма или его повторение, передача ассонанса/диссонанса и поиск эквивалентов английского звукоподражания; на морфемном - аффиксация; на лексическом уровне - переводческие трансформации (транскрипция, транслитерация, калькирование, сужение смысла, расширение смысла, эмфатизация, нейтрализация) и создание/сохранение стилистических приемов (метафоры, ирония, эпитеты); на синтаксическом уровне - переводческие трансформации (перестановка, стяжение, добавление, опущение) и создание/сохранение стилистических приемов (параллельные конструкции, перечисления, антитеза, эллипсис, повествовательный/риторический вопросы). 2021-08-11T07:32:08Z 2021-08-11T07:32:08Z 2020 Статья Бредихин С.Н. Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста / С.Н. Бредихин, Т.Г. Борисова // Гуманитарные и юридические исследования. – 2020. – № 4. – С. 183-192 http://hdl.handle.net/20.500.12258/17881 ru Гуманитарные и юридические исследования 2020. № 4; application/pdf |
institution |
СКФУ |
collection |
Репозиторий |
language |
Russian |
topic |
Детская поэзия Эмоционально-эстетическая информация Ритмика Рифма Метрические средства Перлокутивный эффект |
spellingShingle |
Детская поэзия Эмоционально-эстетическая информация Ритмика Рифма Метрические средства Перлокутивный эффект Бредихин, С. Н. Борисова, Т. Г. Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста |
description |
Данная статья посвящена особенностям трансляции актуализированных фонетических, ритмических и лексико-грамматических компонентов в рамках сохранения адекватного оригиналу перлокутивного эффекта детской поэзии. Трансляционная специфика детской поэзии заключается в ее графичности, быстрой смене образов, лиричности, подвижности, переменчивости ритма, повышенной музыкальности речи, параллельной рифме, наибольшей тяжести семантики в словах, служащих для рифмы. Материалом исследования послужили поэтические произведения сборника фольклорного творчества для детей "Mother Goose's Nursery Rhymes" («Песенки матушки Гусыни»), а также их переводы, выполненные С. Я. Маршаком и К. И. Чуковским. Цель работы заключается в выявлении и описании наиболее эффективных средств реализации содержательно-тематического и функционально-стилевого единства, позволяющих сохранять заложенный в оригинале перлокутивный эффект с учетом возрастных и психологических особенностей реципиента. Методы обусловлены спецификой объекта и материала исследования и базируются на комплексном сравнительном анализе эмпирических данных, индуктивном методе, контекстуальном анализе. Тексты детской поэзии в качестве одного из базовых принципов построения имеют прагматическую ориентировку на психолого-эмоциональные и возрастные особенности потенциального реципиента. Наиболее часто используемые методы сохранения перлокутивного эффекта: на фонетическом уровне - выравнивание ритма, создание собственного ритма или его повторение, передача ассонанса/диссонанса и поиск эквивалентов английского звукоподражания; на морфемном - аффиксация; на лексическом уровне - переводческие трансформации (транскрипция, транслитерация, калькирование, сужение смысла, расширение смысла, эмфатизация, нейтрализация) и создание/сохранение стилистических приемов (метафоры, ирония, эпитеты); на синтаксическом уровне - переводческие трансформации (перестановка, стяжение, добавление, опущение) и создание/сохранение стилистических приемов (параллельные конструкции, перечисления, антитеза, эллипсис, повествовательный/риторический вопросы). |
format |
Статья |
author |
Бредихин, С. Н. Борисова, Т. Г. |
author_facet |
Бредихин, С. Н. Борисова, Т. Г. |
author_sort |
Бредихин, С. Н. |
title |
Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста |
title_short |
Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста |
title_full |
Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста |
title_fullStr |
Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста |
title_full_unstemmed |
Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста |
title_sort |
специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста |
publishDate |
2021 |
url |
https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/17881 |
work_keys_str_mv |
AT bredihinsn specifikasredstvakcentuaciivrealizaciiperlokutivnogoéffektadetskogopoétičeskogoteksta AT borisovatg specifikasredstvakcentuaciivrealizaciiperlokutivnogoéffektadetskogopoétičeskogoteksta |
_version_ |
1760599223684825089 |