Przejdź do treści

Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста

Данная статья посвящена особенностям трансляции актуализированных фонетических, ритмических и лексико-грамматических компонентов в рамках сохранения адекватного оригиналу перлокутивного эффекта детской поэзии. Трансляционная специфика детской поэзии заключается в ее графичности, быстрой смене образо...

Szczegółowa specyfikacja

Zapisane w:
Opis bibliograficzny
Główni autorzy: Бредихин, С. Н., Борисова, Т. Г.
Format: Статья
Język:Russian
Wydane: 2021
Hasła przedmiotowe:
Dostęp online:https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/17881
Etykiety: Dodaj etykietę
Nie ma etykietki, Dołącz pierwszą etykiete!
id ir-20.500.12258-17881
record_format dspace
spelling ir-20.500.12258-178812021-08-11T07:32:08Z Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста Бредихин, С. Н. Борисова, Т. Г. Детская поэзия Эмоционально-эстетическая информация Ритмика Рифма Метрические средства Перлокутивный эффект Данная статья посвящена особенностям трансляции актуализированных фонетических, ритмических и лексико-грамматических компонентов в рамках сохранения адекватного оригиналу перлокутивного эффекта детской поэзии. Трансляционная специфика детской поэзии заключается в ее графичности, быстрой смене образов, лиричности, подвижности, переменчивости ритма, повышенной музыкальности речи, параллельной рифме, наибольшей тяжести семантики в словах, служащих для рифмы. Материалом исследования послужили поэтические произведения сборника фольклорного творчества для детей "Mother Goose's Nursery Rhymes" («Песенки матушки Гусыни»), а также их переводы, выполненные С. Я. Маршаком и К. И. Чуковским. Цель работы заключается в выявлении и описании наиболее эффективных средств реализации содержательно-тематического и функционально-стилевого единства, позволяющих сохранять заложенный в оригинале перлокутивный эффект с учетом возрастных и психологических особенностей реципиента. Методы обусловлены спецификой объекта и материала исследования и базируются на комплексном сравнительном анализе эмпирических данных, индуктивном методе, контекстуальном анализе. Тексты детской поэзии в качестве одного из базовых принципов построения имеют прагматическую ориентировку на психолого-эмоциональные и возрастные особенности потенциального реципиента. Наиболее часто используемые методы сохранения перлокутивного эффекта: на фонетическом уровне - выравнивание ритма, создание собственного ритма или его повторение, передача ассонанса/диссонанса и поиск эквивалентов английского звукоподражания; на морфемном - аффиксация; на лексическом уровне - переводческие трансформации (транскрипция, транслитерация, калькирование, сужение смысла, расширение смысла, эмфатизация, нейтрализация) и создание/сохранение стилистических приемов (метафоры, ирония, эпитеты); на синтаксическом уровне - переводческие трансформации (перестановка, стяжение, добавление, опущение) и создание/сохранение стилистических приемов (параллельные конструкции, перечисления, антитеза, эллипсис, повествовательный/риторический вопросы). 2021-08-11T07:32:08Z 2021-08-11T07:32:08Z 2020 Статья Бредихин С.Н. Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста / С.Н. Бредихин, Т.Г. Борисова // Гуманитарные и юридические исследования. – 2020. – № 4. – С. 183-192 http://hdl.handle.net/20.500.12258/17881 ru Гуманитарные и юридические исследования 2020. № 4; application/pdf
institution СКФУ
collection Репозиторий
language Russian
topic Детская поэзия
Эмоционально-эстетическая информация
Ритмика
Рифма
Метрические средства
Перлокутивный эффект
spellingShingle Детская поэзия
Эмоционально-эстетическая информация
Ритмика
Рифма
Метрические средства
Перлокутивный эффект
Бредихин, С. Н.
Борисова, Т. Г.
Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста
description Данная статья посвящена особенностям трансляции актуализированных фонетических, ритмических и лексико-грамматических компонентов в рамках сохранения адекватного оригиналу перлокутивного эффекта детской поэзии. Трансляционная специфика детской поэзии заключается в ее графичности, быстрой смене образов, лиричности, подвижности, переменчивости ритма, повышенной музыкальности речи, параллельной рифме, наибольшей тяжести семантики в словах, служащих для рифмы. Материалом исследования послужили поэтические произведения сборника фольклорного творчества для детей "Mother Goose's Nursery Rhymes" («Песенки матушки Гусыни»), а также их переводы, выполненные С. Я. Маршаком и К. И. Чуковским. Цель работы заключается в выявлении и описании наиболее эффективных средств реализации содержательно-тематического и функционально-стилевого единства, позволяющих сохранять заложенный в оригинале перлокутивный эффект с учетом возрастных и психологических особенностей реципиента. Методы обусловлены спецификой объекта и материала исследования и базируются на комплексном сравнительном анализе эмпирических данных, индуктивном методе, контекстуальном анализе. Тексты детской поэзии в качестве одного из базовых принципов построения имеют прагматическую ориентировку на психолого-эмоциональные и возрастные особенности потенциального реципиента. Наиболее часто используемые методы сохранения перлокутивного эффекта: на фонетическом уровне - выравнивание ритма, создание собственного ритма или его повторение, передача ассонанса/диссонанса и поиск эквивалентов английского звукоподражания; на морфемном - аффиксация; на лексическом уровне - переводческие трансформации (транскрипция, транслитерация, калькирование, сужение смысла, расширение смысла, эмфатизация, нейтрализация) и создание/сохранение стилистических приемов (метафоры, ирония, эпитеты); на синтаксическом уровне - переводческие трансформации (перестановка, стяжение, добавление, опущение) и создание/сохранение стилистических приемов (параллельные конструкции, перечисления, антитеза, эллипсис, повествовательный/риторический вопросы).
format Статья
author Бредихин, С. Н.
Борисова, Т. Г.
author_facet Бредихин, С. Н.
Борисова, Т. Г.
author_sort Бредихин, С. Н.
title Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста
title_short Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста
title_full Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста
title_fullStr Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста
title_full_unstemmed Специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста
title_sort специфика средств акцентуации в реализации перлокутивного эффекта детского поэтического текста
publishDate 2021
url https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/17881
work_keys_str_mv AT bredihinsn specifikasredstvakcentuaciivrealizaciiperlokutivnogoéffektadetskogopoétičeskogoteksta
AT borisovatg specifikasredstvakcentuaciivrealizaciiperlokutivnogoéffektadetskogopoétičeskogoteksta
_version_ 1760599223684825089