Ir para o conteúdo

Параметры влияния политического центра России на окраинные территории в имперский период

В статье рассматриваются способы и механизмы влияния политического центра империи на имперские окраины. Особенностью имперской управленческой системы в России был её абсолютистский характер. По этой причине все существовавшие имперские государственные органы, имевшие право на нормотворческую деятель...

ver descrição completa

Na minha lista:
Detalhes bibliográficos
Autor principal: Гранкин, Ю. Ю.
Formato: Статья
Idioma:Russian
Publicado em: 2022
Assuntos:
Acesso em linha:https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/19649
Tags: Adicionar Tag
Sem tags, seja o primeiro a adicionar uma tag!
id ir-20.500.12258-19649
record_format dspace
spelling ir-20.500.12258-196492022-06-14T11:57:06Z Параметры влияния политического центра России на окраинные территории в имперский период Гранкин, Ю. Ю. Политический центр Империя Окраины Монархия Нормотворчество Делегирование Окраинная политика Поливариантность В статье рассматриваются способы и механизмы влияния политического центра империи на имперские окраины. Особенностью имперской управленческой системы в России был её абсолютистский характер. По этой причине все существовавшие имперские государственные органы, имевшие право на нормотворческую деятельность, осуществляли делегированное нормотворчество, одобряемое и допускаемое монархом. В этой связи императору-государю принадлежало право создавать государственные органы и определять их устройство. При этом в своем взаимодействии с окраинами Россия никогда не выступала как восточная деспотия с характерным для неё тотальным государственным регламентированием общественной жизни и стремлением к униформизму. Россия представляла собой надэтническую общность, управляемую не национальной, а особой цивилизационной монархией, терпимой к плюрализму образов жизни, верований и этнических традиций. Политический центр предоставлял своим провинциям имперский инструментарий созидательного существования, и тем способствовал их последующей конструктивной жизнедеятельности, не требуя абсолютного отказа от прежней традиции, но соотнесения с имперской идентичностью и принципами монархизма. Региональные особенности вынуждали правительство с особой осторожностью относиться к выработке оснований для политики управления, чтобы избежать охлаждения чувств русских и коренных жителей империи к метрополии. Имперский центр устанавливал с каждой провинцией определенный порядок взаимодействий, приносивший обеим сторонам коммуникации большее или меньшее удовлетворение. В то же время универсализм (как схематизм и унификация) в их взаимодействии не получил достаточного развития, поскольку был опровергнут управленческой практикой. Поливариантность стала стержнем российской окраинной политики, которую можно было наблюдать на примере выстраиваемых отношений с Финляндией, Польшей или Кавказом. Все право, которое застала имперская власть на окраинных территориях, признавалось сохраняющим силу ввиду дарованных привилегий. Вмешательство центральной власти ограничивалось тем, что во главе присоединяемых земель ставился русский губернатор, в качестве органа высшего контроля. Имперскому делегату подчинялись прежние учреждения края, продолжавшие управлять и судить по прежнему законодательству. Только в области военной центральная власть свободно распоряжалась на новых территориях и в области финансовой начинали взиматься в центральную казну те налоги, которые установлены в конфирмованном прежнем праве. 2022-06-14T11:57:06Z 2022-06-14T11:57:06Z 2021 Статья Гранкин Ю.Ю. Параметры влияния политического центра России на окраинные территории в имперский период / Ю.Ю. Гранкин // Гуманитарные и юридические исследования. – 2021. – № 4. – С. 32-37 http://hdl.handle.net/20.500.12258/19649 ru Гуманитарные и юридические исследования 2021. № 4; application/pdf
institution СКФУ
collection Репозиторий
language Russian
topic Политический центр
Империя
Окраины
Монархия
Нормотворчество
Делегирование
Окраинная политика
Поливариантность
spellingShingle Политический центр
Империя
Окраины
Монархия
Нормотворчество
Делегирование
Окраинная политика
Поливариантность
Гранкин, Ю. Ю.
Параметры влияния политического центра России на окраинные территории в имперский период
description В статье рассматриваются способы и механизмы влияния политического центра империи на имперские окраины. Особенностью имперской управленческой системы в России был её абсолютистский характер. По этой причине все существовавшие имперские государственные органы, имевшие право на нормотворческую деятельность, осуществляли делегированное нормотворчество, одобряемое и допускаемое монархом. В этой связи императору-государю принадлежало право создавать государственные органы и определять их устройство. При этом в своем взаимодействии с окраинами Россия никогда не выступала как восточная деспотия с характерным для неё тотальным государственным регламентированием общественной жизни и стремлением к униформизму. Россия представляла собой надэтническую общность, управляемую не национальной, а особой цивилизационной монархией, терпимой к плюрализму образов жизни, верований и этнических традиций. Политический центр предоставлял своим провинциям имперский инструментарий созидательного существования, и тем способствовал их последующей конструктивной жизнедеятельности, не требуя абсолютного отказа от прежней традиции, но соотнесения с имперской идентичностью и принципами монархизма. Региональные особенности вынуждали правительство с особой осторожностью относиться к выработке оснований для политики управления, чтобы избежать охлаждения чувств русских и коренных жителей империи к метрополии. Имперский центр устанавливал с каждой провинцией определенный порядок взаимодействий, приносивший обеим сторонам коммуникации большее или меньшее удовлетворение. В то же время универсализм (как схематизм и унификация) в их взаимодействии не получил достаточного развития, поскольку был опровергнут управленческой практикой. Поливариантность стала стержнем российской окраинной политики, которую можно было наблюдать на примере выстраиваемых отношений с Финляндией, Польшей или Кавказом. Все право, которое застала имперская власть на окраинных территориях, признавалось сохраняющим силу ввиду дарованных привилегий. Вмешательство центральной власти ограничивалось тем, что во главе присоединяемых земель ставился русский губернатор, в качестве органа высшего контроля. Имперскому делегату подчинялись прежние учреждения края, продолжавшие управлять и судить по прежнему законодательству. Только в области военной центральная власть свободно распоряжалась на новых территориях и в области финансовой начинали взиматься в центральную казну те налоги, которые установлены в конфирмованном прежнем праве.
format Статья
author Гранкин, Ю. Ю.
author_facet Гранкин, Ю. Ю.
author_sort Гранкин, Ю. Ю.
title Параметры влияния политического центра России на окраинные территории в имперский период
title_short Параметры влияния политического центра России на окраинные территории в имперский период
title_full Параметры влияния политического центра России на окраинные территории в имперский период
title_fullStr Параметры влияния политического центра России на окраинные территории в имперский период
title_full_unstemmed Параметры влияния политического центра России на окраинные территории в имперский период
title_sort параметры влияния политического центра россии на окраинные территории в имперский период
publishDate 2022
url https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/19649
work_keys_str_mv AT grankinûû parametryvliâniâpolitičeskogocentrarossiinaokrainnyeterritoriivimperskijperiod
_version_ 1760601529512886272