Przejdź do treści

Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах

В настоящем исследовании проводится анализ специфических лингвокогнитивных механизмов формирования особой лингвоконцептуальной области, структурирующей общелингвокультурное аксиологическое пространство на основе архетипических и стереотипизированных феноменов. Текстовое пространство формирования цен...

Szczegółowa specyfikacja

Zapisane w:
Opis bibliograficzny
Główni autorzy: Бредихин, С. Н., Эркенова, А.Н.
Format: Статья
Język:Russian
Wydane: 2022
Hasła przedmiotowe:
Dostęp online:https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/21836
Etykiety: Dodaj etykietę
Nie ma etykietki, Dołącz pierwszą etykiete!
id ir-20.500.12258-21836
record_format dspace
spelling ir-20.500.12258-218362024-04-03T09:34:50Z Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах Бредихин, С. Н. Эркенова, А.Н. мифологизация карачаево-балкарский эпос Нартиада образ героя идеализация бытийности этнокультурная специфика В настоящем исследовании проводится анализ специфических лингвокогнитивных механизмов формирования особой лингвоконцептуальной области, структурирующей общелингвокультурное аксиологическое пространство на основе архетипических и стереотипизированных феноменов. Текстовое пространство формирования ценностно-ориентационных основ каждой лингвокультуры представлено, прежде всего, эпическими произведениями, созданными во время становления нации и культуры того или иного народа. Возможно предположить, что интенсификация того или иного мифонима и введение его в концептуальное пространство народа происходит по некоторым универсальным моделям в связи с общностью доминант культурообразующих факторов. Однако прослеживается и этническая специфика в создании мифологем, что базируется на различных религиозных, бытийных и социально-исторических факторах. Несмотря на появление в последнее время работ по проблемам степени влияния мифологической картины мира на этническое языковое самосознание, в науке до сих пор отсутствует его концептуальное определение. Во многом это обусловлено тем, что в отечественной когнитивной лингвистике не получил еще должной научной разработки вопрос о гносеологической структуре этномаркированной картины мира, которая позволила бы объективно судить о характере взаимосвязи ее элементов. Именно характер связи определяет смысл исследуемого феномена, дает целостное представление об изучаемом объекте. Таким образом, для исследователей ключевой проблемой в изучении механизмов мифологизации субъектов, феноменов и ситуаций объективной и рефлексивной реальности в различных этносах и их вербализации в разноструктурных языках главенствующим оказывается поиск подходов его структурирования и анализ связи его компонентов. Именно от разрешения данной проблемы сегодня во многом зависит разработка концепции мифологических оснований этнического самосознания в целом. В статье рассматриваются особенности изображения бытийности в эпических текстах. Акцент при этом сделан на карачаево-балкарском эпосе «Нарты», который состоит из нескольких циклов. Отличительной чертой эпических текстов является идеализация жизни героев от их появления на свет. В Нартиаде Дебет и Сатанай представлены как «первотворцы» и «прародители» нартского народа. Им принадлежит создание и изобретение различных орудий. Они не раз приходят на помощь нартам при борьбе с их врагами. 2022-11-10T08:54:59Z 2022-11-10T08:54:59Z 2022 Статья Бредихин С.Н. Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах / С.Н. Бредихин, А.Н. Эркенова // Гуманитарные и юридические исследования. – 2022. – Т. 9. – № 3. – С. 498-504 http://hdl.handle.net/20.500.12258/21836 ru Гуманитарные и юридические исследования 2022. № 3; application/pdf
institution СКФУ
collection Репозиторий
language Russian
topic мифологизация
карачаево-балкарский эпос
Нартиада
образ героя
идеализация бытийности
этнокультурная специфика
spellingShingle мифологизация
карачаево-балкарский эпос
Нартиада
образ героя
идеализация бытийности
этнокультурная специфика
Бредихин, С. Н.
Эркенова, А.Н.
Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах
description В настоящем исследовании проводится анализ специфических лингвокогнитивных механизмов формирования особой лингвоконцептуальной области, структурирующей общелингвокультурное аксиологическое пространство на основе архетипических и стереотипизированных феноменов. Текстовое пространство формирования ценностно-ориентационных основ каждой лингвокультуры представлено, прежде всего, эпическими произведениями, созданными во время становления нации и культуры того или иного народа. Возможно предположить, что интенсификация того или иного мифонима и введение его в концептуальное пространство народа происходит по некоторым универсальным моделям в связи с общностью доминант культурообразующих факторов. Однако прослеживается и этническая специфика в создании мифологем, что базируется на различных религиозных, бытийных и социально-исторических факторах. Несмотря на появление в последнее время работ по проблемам степени влияния мифологической картины мира на этническое языковое самосознание, в науке до сих пор отсутствует его концептуальное определение. Во многом это обусловлено тем, что в отечественной когнитивной лингвистике не получил еще должной научной разработки вопрос о гносеологической структуре этномаркированной картины мира, которая позволила бы объективно судить о характере взаимосвязи ее элементов. Именно характер связи определяет смысл исследуемого феномена, дает целостное представление об изучаемом объекте. Таким образом, для исследователей ключевой проблемой в изучении механизмов мифологизации субъектов, феноменов и ситуаций объективной и рефлексивной реальности в различных этносах и их вербализации в разноструктурных языках главенствующим оказывается поиск подходов его структурирования и анализ связи его компонентов. Именно от разрешения данной проблемы сегодня во многом зависит разработка концепции мифологических оснований этнического самосознания в целом. В статье рассматриваются особенности изображения бытийности в эпических текстах. Акцент при этом сделан на карачаево-балкарском эпосе «Нарты», который состоит из нескольких циклов. Отличительной чертой эпических текстов является идеализация жизни героев от их появления на свет. В Нартиаде Дебет и Сатанай представлены как «первотворцы» и «прародители» нартского народа. Им принадлежит создание и изобретение различных орудий. Они не раз приходят на помощь нартам при борьбе с их врагами.
format Статья
author Бредихин, С. Н.
Эркенова, А.Н.
author_facet Бредихин, С. Н.
Эркенова, А.Н.
author_sort Бредихин, С. Н.
title Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах
title_short Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах
title_full Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах
title_fullStr Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах
title_full_unstemmed Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах
title_sort мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах
publishDate 2022
url https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/21836
work_keys_str_mv AT bredihinsn mifologizaciâkaksredstvopredstavleniâidealizirovannojbytijnostivépičeskihtekstah
AT érkenovaan mifologizaciâkaksredstvopredstavleniâidealizirovannojbytijnostivépičeskihtekstah
_version_ 1809808779292704768