Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах
В настоящем исследовании проводится анализ специфических лингвокогнитивных механизмов формирования особой лингвоконцептуальной области, структурирующей общелингвокультурное аксиологическое пространство на основе архетипических и стереотипизированных феноменов. Текстовое пространство формирования цен...
Zapisane w:
Główni autorzy: | , |
---|---|
Format: | Статья |
Język: | Russian |
Wydane: |
2022
|
Hasła przedmiotowe: | |
Dostęp online: | https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/21836 |
Etykiety: |
Dodaj etykietę
Nie ma etykietki, Dołącz pierwszą etykiete!
|
id |
ir-20.500.12258-21836 |
---|---|
record_format |
dspace |
spelling |
ir-20.500.12258-218362024-04-03T09:34:50Z Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах Бредихин, С. Н. Эркенова, А.Н. мифологизация карачаево-балкарский эпос Нартиада образ героя идеализация бытийности этнокультурная специфика В настоящем исследовании проводится анализ специфических лингвокогнитивных механизмов формирования особой лингвоконцептуальной области, структурирующей общелингвокультурное аксиологическое пространство на основе архетипических и стереотипизированных феноменов. Текстовое пространство формирования ценностно-ориентационных основ каждой лингвокультуры представлено, прежде всего, эпическими произведениями, созданными во время становления нации и культуры того или иного народа. Возможно предположить, что интенсификация того или иного мифонима и введение его в концептуальное пространство народа происходит по некоторым универсальным моделям в связи с общностью доминант культурообразующих факторов. Однако прослеживается и этническая специфика в создании мифологем, что базируется на различных религиозных, бытийных и социально-исторических факторах. Несмотря на появление в последнее время работ по проблемам степени влияния мифологической картины мира на этническое языковое самосознание, в науке до сих пор отсутствует его концептуальное определение. Во многом это обусловлено тем, что в отечественной когнитивной лингвистике не получил еще должной научной разработки вопрос о гносеологической структуре этномаркированной картины мира, которая позволила бы объективно судить о характере взаимосвязи ее элементов. Именно характер связи определяет смысл исследуемого феномена, дает целостное представление об изучаемом объекте. Таким образом, для исследователей ключевой проблемой в изучении механизмов мифологизации субъектов, феноменов и ситуаций объективной и рефлексивной реальности в различных этносах и их вербализации в разноструктурных языках главенствующим оказывается поиск подходов его структурирования и анализ связи его компонентов. Именно от разрешения данной проблемы сегодня во многом зависит разработка концепции мифологических оснований этнического самосознания в целом. В статье рассматриваются особенности изображения бытийности в эпических текстах. Акцент при этом сделан на карачаево-балкарском эпосе «Нарты», который состоит из нескольких циклов. Отличительной чертой эпических текстов является идеализация жизни героев от их появления на свет. В Нартиаде Дебет и Сатанай представлены как «первотворцы» и «прародители» нартского народа. Им принадлежит создание и изобретение различных орудий. Они не раз приходят на помощь нартам при борьбе с их врагами. 2022-11-10T08:54:59Z 2022-11-10T08:54:59Z 2022 Статья Бредихин С.Н. Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах / С.Н. Бредихин, А.Н. Эркенова // Гуманитарные и юридические исследования. – 2022. – Т. 9. – № 3. – С. 498-504 http://hdl.handle.net/20.500.12258/21836 ru Гуманитарные и юридические исследования 2022. № 3; application/pdf |
institution |
СКФУ |
collection |
Репозиторий |
language |
Russian |
topic |
мифологизация карачаево-балкарский эпос Нартиада образ героя идеализация бытийности этнокультурная специфика |
spellingShingle |
мифологизация карачаево-балкарский эпос Нартиада образ героя идеализация бытийности этнокультурная специфика Бредихин, С. Н. Эркенова, А.Н. Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах |
description |
В настоящем исследовании проводится анализ специфических лингвокогнитивных механизмов формирования особой лингвоконцептуальной области, структурирующей общелингвокультурное аксиологическое пространство на основе архетипических и стереотипизированных феноменов. Текстовое пространство формирования ценностно-ориентационных основ каждой лингвокультуры представлено, прежде всего, эпическими произведениями, созданными во время становления нации и культуры того или иного народа. Возможно предположить, что интенсификация того или иного мифонима и введение его в концептуальное пространство народа происходит по некоторым универсальным моделям в связи с общностью доминант культурообразующих факторов. Однако прослеживается и этническая специфика в создании мифологем, что базируется на различных религиозных, бытийных и социально-исторических факторах. Несмотря на появление в последнее время работ по проблемам степени влияния мифологической картины мира на этническое языковое самосознание, в науке до сих пор отсутствует его концептуальное определение. Во многом это обусловлено тем, что в отечественной когнитивной лингвистике не получил еще должной научной разработки вопрос о гносеологической структуре этномаркированной картины мира, которая позволила бы объективно судить о характере взаимосвязи ее элементов. Именно характер связи определяет смысл исследуемого феномена, дает целостное представление об изучаемом объекте. Таким образом, для исследователей ключевой проблемой в изучении механизмов мифологизации субъектов, феноменов и ситуаций объективной и рефлексивной реальности в различных этносах и их вербализации в разноструктурных языках главенствующим оказывается поиск подходов его структурирования и анализ связи его компонентов. Именно от разрешения данной проблемы сегодня во многом зависит разработка концепции мифологических оснований этнического самосознания в целом. В статье рассматриваются особенности изображения бытийности в эпических текстах. Акцент при этом сделан на карачаево-балкарском эпосе «Нарты», который состоит из нескольких циклов. Отличительной чертой эпических текстов является идеализация жизни героев от их появления на свет. В Нартиаде Дебет и Сатанай представлены как «первотворцы» и «прародители» нартского народа. Им принадлежит создание и изобретение различных орудий. Они не раз приходят на помощь нартам при борьбе с их врагами. |
format |
Статья |
author |
Бредихин, С. Н. Эркенова, А.Н. |
author_facet |
Бредихин, С. Н. Эркенова, А.Н. |
author_sort |
Бредихин, С. Н. |
title |
Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах |
title_short |
Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах |
title_full |
Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах |
title_fullStr |
Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах |
title_full_unstemmed |
Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах |
title_sort |
мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах |
publishDate |
2022 |
url |
https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/21836 |
work_keys_str_mv |
AT bredihinsn mifologizaciâkaksredstvopredstavleniâidealizirovannojbytijnostivépičeskihtekstah AT érkenovaan mifologizaciâkaksredstvopredstavleniâidealizirovannojbytijnostivépičeskihtekstah |
_version_ |
1809808779292704768 |