«Инструменты» национальной политики в развитии высшей школы на Северном Кавказе в 1920–1930-е гг.
На основе архивных источников показаны механизмы воздействия советской власти на национальную политику на Северном Кавказе посредством высшего образования в 1920–1930-е гг. Процесс становления высшей школы в регионе проходил в эти годы, и он развивался параллельно становлению национальной государств...
Uloženo v:
Hlavní autor: | |
---|---|
Médium: | Статья |
Jazyk: | Russian |
Vydáno: |
2023
|
Témata: | |
On-line přístup: | https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/23527 |
Tagy: |
Přidat tag
Žádné tagy, Buďte první, kdo otaguje tento záznam!
|
Shrnutí: | На основе архивных источников показаны механизмы воздействия советской власти на национальную политику на Северном Кавказе посредством высшего образования в 1920–1930-е гг. Процесс становления высшей школы в регионе проходил в эти годы, и он развивался параллельно становлению национальной государственности в рамках РСФСР. Первые вузы возникли в 1918–1919 гг. по инициативе общества и советской власти. Разруха 1920-х гг. не дала возможности выжить всем вузам. Тем не менее, новая власть не отступила в своем стремлении создать национальные кадры во всех областях хозяйства, образования, культуры. В 1930-е гг. индустриальные преобразования первых пятилеток привели к потребности в кадрах. Мобилизационно, в сжатые сроки, заработало значительное количество высших учебных заведений в национально-территориальных образованиях региона. Обучение не имело национальных перегородок. Были созданы особые подготовительные рабочие факультеты. Становление системы высшего образования в короткий срок происходило сложно и тяжело, но при сильной поддержке государства. Не хватало помещений, учебников, преподавателей, их собирали по всему СССР. Руководство прилагало все усилия для привлечения к обучению горских народов. Вузы центральных городов бронировали бюджетные места.
Поддержка стипендиями, обеспечение общежитиями, работой молодых специалистов в своих республиках, сыграли важную роль. К 1940-м гг. система высшего образования в регионе уже полностью функционировала, создавала наднациональные, общегосударственные связи, и тем самым влияла на межнациональные коммуникации. Современное студенчество региона признает уровень и качество высшего образования в СССР как важнейшую ценность советской эпохи, вторую по значимости после победы над нацизмом в годы Великой Отечественной войны. |
---|