Условия и пути судебно-административных преобразований в регионе Северо-Восточного Кавказа в 60-70-е годы XIX века
Статья посвящена становлению судебно-административных институтов Российской империи на территории Северо-Восточного Кавказа во второй половине XIX в. после завершения там военных действий. Автор указывает на особенности устройства судебных учреждений и реализации судебной практики, сочетавшие элемен...
Gespeichert in:
1. Verfasser: | |
---|---|
Format: | Статья |
Sprache: | Russian |
Veröffentlicht: |
2019
|
Schlagworte: | |
Online Zugang: | https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/9428 |
Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
Zusammenfassung: | Статья посвящена становлению судебно-административных институтов Российской империи на территории Северо-Восточного Кавказа во второй половине XIX в. после завершения там военных действий. Автор указывает на особенности устройства судебных учреждений и реализации судебной практики, сочетавшие элементы имперского и горского судопроизводства. Это было обусловлено переходным периодом, связанным с инкорпорацией автохтонного населения в социально-политическую систему Российского государства. Для правительства было достаточно признания верховенства монархии как стержня державного мироустройства. Выстраивая административно-судебную систему на Северо-Восточном Кавказе, власти должны были учитывать тот факт, что местные народы не обладали необходимым опытом проживания в условиях господства государства, с его надэтническими и надфамильными ценностями. Адат по-прежнему занимал значительную нишу в горском правосознании. Горские общества не практиковали разделение права на гражданское и уголовное и считали мерилом справедливости возмещение материального ущерба потерпевшей стороны за счёт виновника. Учет местных традиций позволил российской администрации постепенно внедрить имперские политико-правовые институты и связанную с ними практику в повседневную жизнь горцев с наименьшими издержками. Стремясь разделить ответственность за принимаемые решения и таким образом увеличить кредит доверия, кавказская администрация повсеместно включала представителей от местных обществ в судебные и административные структуры. Новая административно-судебная система имела чётко выраженную властную вертикаль, на вершине которой находился начальник Дагестанской области. В его руках были сосредоточены все административные, финансовые, хозяйственные, судебные и военные полномочия. Военное руководство должно было принимать и рассматривать жалобы на решения окружных судов, могло пересмотреть вынесенный приговор и даже передать решение вопроса на рассмотрение командующего войсками области. Исследуемая проблематика остается в определенном смысле актуальной и может служить примером позитивного опыта для административно-правовой деятельности современных властных структур края. |
---|