Дихотомия "свой/чужой" в современном кавказском и уральском текстах
В статье рассматривается современная отечественная проза в геопоэтическом аспекте. Предмет исследования - оппозиция «свой»/ «чужой» как фактор формирования геопоэтических и геополитических представлений персонажей, структурирования географического и художественного пространства текста, его идейно-эс...
Сохранить в:
Главные авторы: | , |
---|---|
格式: | Статья |
语言: | Russian |
出版: |
2019
|
主题: | |
在线阅读: | https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/9598 |
标签: |
添加标签
没有标签, 成为第一个标记此记录!
|
总结: | В статье рассматривается современная отечественная проза в геопоэтическом аспекте. Предмет исследования - оппозиция «свой»/ «чужой» как фактор формирования геопоэтических и геополитических представлений персонажей, структурирования географического и художественного пространства текста, его идейно-эстетического смысла. Опираясь на значительный научный опыт изучения «локального текста» отечественным литературоведением и иными гуманитарными дисциплинами, авторы обращаются к новейшему литературному материалу (российская проза последних лет) и показывают, как трансформировалась классическая парадигма «своего»/ «чужого» («другого») по сравнению с прецедентными для «типичного» кавказского или уральского текста произведениями XIX-XX веков. Классический кавказский текст, связанный преимущественно с романтической картиной мира и сформированный как набор неких эстетических констант А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, Л. Н. Толстым, А. А. Марлинским и т.п., демонстри рует их устойчивость и в к. XX - начале XXI века. Будучи одновременно пространством ссылки и пространством свободы, он предполагает обращение к определенным образам и ситуациям (горы, красота, опасность, коварство, плен, любовь к местной красавице, столкновение культур и т.п.). Это остается актуальным и для текстов В. Макани-на, М. Ахмедовой, К. Ибрагимова, написанных как «снаружи», так и «изнутри» кавказской образной парадигмы. Для современного уральского текста (А. Иванов, О. Славникова, А. Матвеева и др.), сформировавшегося в русской литературе позже и в целом остававшегося в рамках реалистической, пусть и «экзотической» парадигмы, характерны другие типы конфликта и иная диалектика своего/чужого, что связано в основном с идеей границы между мирами и ее преодолением/трансформацией вне и внутри персонажа. |
---|