Результаты определения коэффициента пористости в нефтенасыщенных глинистых породах
Объектом исследования являются скважины, вскрывшие глинистые коллектора палеогенового возраста. При прогнозировании траектории трещины при гидроразрыве пласта (ГРП) необходимо учитывать процентное содержание минералов в породе, так как трещины при выполнении ГРП формируются на контактах между минера...
محفوظ في:
المؤلفون الرئيسيون: | , , , , |
---|---|
التنسيق: | Статья |
اللغة: | Russian |
منشور في: |
2024
|
الموضوعات: | |
الوصول للمادة أونلاين: | https://dspace.ncfu.ru/handle/123456789/27197 |
الوسوم: |
إضافة وسم
لا توجد وسوم, كن أول من يضع وسما على هذه التسجيلة!
|
الملخص: | Объектом исследования являются скважины, вскрывшие глинистые коллектора палеогенового возраста. При прогнозировании траектории трещины при гидроразрыве пласта (ГРП) необходимо учитывать процентное содержание минералов в породе, так как трещины при выполнении ГРП формируются на контактах между минеральными зернами. Данное заключение бесспорно, но получение полной информации о процентном содержании минералов в породе – дорогостоящая и не всегда выполнимая задача. Вместе с тем, на физико-механические характеристики глинистых пород не менее существенное влияние оказывает их пористость. Поэтому важно отметить, что надежное определение коэффициента пористости по вскрытому геологическому разрезу несомненно окажет первостепенное положительное влияние на достоверность моделирования ГРП. Исходя из этого, в скважинах, вскрывших глинистые коллектора, были проанализированы значения коэффициентов пористости, определенные различными методами, в том числе прямыми – анализ керна, шлама и косвенными – геофизическими методами. В ходе работы обнаружены совпадения коэффициента пористости по керну, шламу и электрическому каротажу. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что коэффициент пористости, определенный по акустическому каротажу (АК), существенно превышает значения коэффициента пористости, определенного по керну, шламу и индукционному каротажу. Это связано как с влиянием глинистости на показания акустического каротажа, так и ввиду низкого качества материалов АК вследствие размыва ствола скважины. Следует отметить, что выполненные расчеты коэффициентов пористости в надреперной части – в баталпашинской свите по керну и индукционному каротажу совпадают практически полностью. Однако в подреперной части свиты показания незначительно расходятся. Коэффициент пористости, рассчитанный по ρп ИК, максимум на 2% ниже коэффициента пористости, определенного по керну, что вполне допустимо. |
---|