О культуре в контексте российской истории
Среди культурологов, филологов, историков время от времени вспыхивают дискуссии о том, что преобладало в развитии русской культуры - преемственность или разрыв? Действительно, можно услышать, когда русскую культуру называют культурой взрывов или разрывов. Так, Ю. Лотман считал, что история русской к...
Сохранить в:
主要作者: | |
---|---|
格式: | Статья |
語言: | Russian |
出版: |
2022
|
主題: | |
在線閱讀: | https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/21246 |
標簽: |
添加標簽
沒有標簽, 成為第一個標記此記錄!
|
總結: | Среди культурологов, филологов, историков время от времени вспыхивают дискуссии о том, что преобладало в развитии русской культуры - преемственность или разрыв? Действительно, можно услышать, когда русскую культуру называют культурой взрывов или разрывов. Так, Ю. Лотман считал, что история русской культуры предстаёт как цепь взрывов. Закономерно возникает вопрос: что вызывало эти взрывы или разрывы? Известно, что каждый крутой поворот русской истории сопровождался большими культурными изменениями, причём как позитивного, так и негативного характера, когда подвергалась сомнению или даже отрицалась ценность культурных достижений предыдущего периода (например, попытки покончить с русской классической литературой в первые годы Советской власти или стремление вычеркнуть советский период в развитии культуры после развала СССР). Очевидно, существует причинно-следственная связь между социальными потрясениями в истории России (петровские реформы или социально-экономические преобразования, вызванные Великой Октябрьской революцией) и бурными всплесками культурной жизни. Сама самобытность русской истории была, по словам того же Ю. Лотмана, «постоянно действующим фактором, который то спонтанно и неосознанно для самой культуры, то открыто и даже подчеркнуто определяет пути её развития». То же самое можно наблюдать и в сегодняшней России, когда культура сталкивается со сложными реалиями современного мира, которые возникают из-за неоднозначных последствий процесса глобализации, технологических изменений в повседневной жизни (т. н. цифровизация), что ведёт к заметному переформатированию общественного сознания, деградации многих религиозных и этических ценностей. Похоже, что российское общество (и культура как его неотъемлемая составляющая) опять оказалось на распутье, столкнувшись на рубеже ХХ-XXI вв. с угрозой смены цивилизационного вектора развития, поэтому поиск оптимальной формы общественного бытия остаётся актуальным вопросом повестки дня. Автор статьи предлагает некоторые свои размышления о судьбе культуры в контексте драматичных катаклизмов российской истории. |
---|